В вуальной апельсинной шали
Идет в вечерние поля.
Я выхожу навстречу к Але,
Как в бурю лодка без руля.
Идёт насмешливо, но робко.
Так угловато, но легко.
Зигзагами ведет нас тропка,
Ах, близко или далеко?
Я не влюблен в нее нисколько,
Как, впрочем, и она в меня.
Мы лишь слегка флёртуем только
День изо дня. День изо дня.
Читаются стихи крылато:
Я — ей, и мне в ответ - она.
А небо морем все объято,
Волной захлёстнута луна.
( Игорь Северянин. Петроград )
Ну а теперь, собственно - песня.
К сериалу никакого отношения не имеющая.
Просто я несказанно удивлена, что Алика Смехова не просто спела,
Просто я несказанно удивлена, что Алика Смехова не просто спела,
но и музыку со стихами к этой песне сама придумала.
Не Бог весть какой шедевр, но ... мило, да?
А тем более...- так нынче созвучно моему настроенью.
Словом, кому надо - поймут, кто не поймёт, тому... не надо.
Песня, кстати - не новая.
Давным-давно пропетая и, наверное, всеми забытая?
А я только что её услыхала.
А я только что её услыхала.
Ахнула ... И очаровалaсь ...
Слушаем?
Сопереживаем?
Любуемся?
«Я тебя очень жду »
Сл. - А. Смехова.
Муз.- А. Смехова.
Исп.- А. Смехова.
Муз.- А. Смехова.
Исп.- А. Смехова.
Над нею веера стрекоз —
Как опахала изумрудные;
Вокруг цветы струят наркоз
И сны лелеют непробудные.
В пруде любуется фасад
Своей отделкой прихотливою;
И с ней кокетничает сад,
Любуясь розою стыдливою.
Но дни и ночи, ночи, дни —
Приливы грусти необычные.
И шепчет роза: «Мы — одни
С тобою, сад мой, горемычные»...
А между тем, с огней зари
И до забвения закатного,
В саду пигмеи, как цари,
Живут в мечте невероятного.
Они хохочут и шумят,
Ловя так алчно впечатления;
Под их ногами сад измят:
Бессмертье — часто жертва тления!..
Что станет с розой, если весть
О ней дойдет до них случайная?..
И не успевшая расцвесть,
Спешит увянуть роза чайная...
( Игорь Северянин.
1909. Мыза Ивановка )
Я тебя по - прежнему люблю.
Верю, что увижу наяву.
Но, пока приходишь ты во сне
Ко мне, ко мне, ко мне.
Ты берёшь меня в свой дикий край,
Но он для меня, как тихий рай.
Я боюсь очнуться ото сна
И снова быть одна.
Приди и забери меня молю!
А я тебя любовью одарю!
Я столько сделать бы могла
Тебе - но я одна.
Я беду рукою отведу,
Ночью тихой в дом к тебе войду.
Сяду у открытого окна
Напротив спящего тебя.
Сон твой крепкий буду охранять,
Руки греть и губы целовать,
Но под утро кончатся мечты
И ты, и ты, и ты.
Приди и забери меня молю!
А я тебя любовью одарю!
Я столько сделать бы могла
Тебе - но я одна.
Знаешь, я так устала.
Мне плохо без тебя.
Без твоих губ,
Без твоих сильных рук.
Я тебя очень жду.
И буду ждать всегда!
Приди и забери меня молю!
А я тебя любовью одарю!
Я столько сделать бы могла
Тебе - но я одна.
Приди и забери меня молю!
А я тебя любовью одарю!
Я столько сделать бы могла
Тебе - но я одна.
Я так устала.
Я тебя очень жду!
А к двум страницам( с впечатлениями о фильме "Бальзаковский возраст.." и с трогательной песней , с проникновенными строками одного из самых любимых поэтов Серебряной поры - Игоря Северянина) - необыкновенная живопись нашего современника -
Польского художника -
Pan Damian Kłaczkiewicz.
Аx, сколько неизбывной грусти и печали в этих живописных сюжетах...
Такие жизненные сюжеты, столько страсти и горечи...
Разве-нет?
Великолепная живопись!
Перевести всю биографию с польского - не могу .
Учился. Набирался мастерства в Познани.
А в общем-то все его полотна и говорят о его творчестве, не так ли?
« Pan Damian Kłaczkiewicz, „WHO”, student IV roku Akademii Sztuk Pięknych w Poznaniu, w swych wielorakich poszukiwaniach, zarówno technicznych i tematycznych, dąży do ciągłego odkrywania.
Ciężko wiec w kilku słowach zdefiniować jego twórczość. Wyrasta ona bowiem z wielu epok i w wielu stylach jest zanurzona. Można jedynie spróbować podzielić działania twórcze na kilka nurtów.
Z jednej strony są to obrazy mimetyczne, próbujące oddać piękno świata przedstawionego. W tym przypadku, najistotniejszą inspiracją staje się kobieta. Zmysłowe kobiety i akty pełne są zadumy i tajemniczości, sytuując widza w roli „podglądacza”. Ze swoboda łączą one rożne stylizacje: akademickie, symboliczne z ornamentyką secesyjną.
Z drugiej jednak strony korzenie obrazów sięgają głębiej, do podświadomego pragnienia czystej formy. Przelewające się kształty, do których istnienia odnośników można szukać w formach organicznych i biologicznych. Wszystko to zatopione jest w subtelnej mgiełce erotyzmu.
Również różnorodność technik, w której autor się wypowiada pozwalają uniknąć prób zdefiniowania jego twórczości. Jedynym wyznacznikiem jest ewolucja… »
Ciężko wiec w kilku słowach zdefiniować jego twórczość. Wyrasta ona bowiem z wielu epok i w wielu stylach jest zanurzona. Można jedynie spróbować podzielić działania twórcze na kilka nurtów.
Z jednej strony są to obrazy mimetyczne, próbujące oddać piękno świata przedstawionego. W tym przypadku, najistotniejszą inspiracją staje się kobieta. Zmysłowe kobiety i akty pełne są zadumy i tajemniczości, sytuując widza w roli „podglądacza”. Ze swoboda łączą one rożne stylizacje: akademickie, symboliczne z ornamentyką secesyjną.
Z drugiej jednak strony korzenie obrazów sięgają głębiej, do podświadomego pragnienia czystej formy. Przelewające się kształty, do których istnienia odnośników można szukać w formach organicznych i biologicznych. Wszystko to zatopione jest w subtelnej mgiełce erotyzmu.
Również różnorodność technik, w której autor się wypowiada pozwalają uniknąć prób zdefiniowania jego twórczości. Jedynym wyznacznikiem jest ewolucja… »
Ты влилась в мою жизнь, точно струйка Токáя
В оскорбляемый водкой хрусталь.
И вздохнул я словами: «Так вот ты какая:
Вся такая, как надо!» В уста ль
Поцелую тебя иль в глаза поцелую,
Точно воздухом южным дышу.
И затем, что тебя повстречал я такую,
Как ты есть, я стихов не пишу.
Пишут лишь ожидая, страдая, мечтая,
Ошибаясь, моля и грозя.
Но писать после слов, вроде: «Вот ты какая:
Вся такая, как надо!» — нельзя.
( 18 апреля 1940. Игорь Северянин )
No comments:
Post a Comment