Tuesday, March 26, 2013

« Жила-была мадмуазель. Она работала Принцессой ...»


Радость-не-моя,
Счастье-не-мое,
Песня-не-моя,
Солнце-не-мое.
Ты - моя печаль,
Ты - моя тоска,
Призрачный причал,
Замок из песка,
Лебединый клик,
Журавлиный лет.
Солнечный родник -
Сероглазый лед.
Стонет серый крик
В рудниках души.




Тонет светлый лик
В омутной глуши.
Вянут ветви рук,
Тает звездный свет.
Время, как паук,
Ткет забвенья сеть.
Захлестнула сеть
Призрачных дорог.
Все сумел суметь -
Лишь забыть не смог!
Счастья горький дым -
В облака лети!
Знаю, ты с другим -
Я уйду с пути,
Чтоб в глухую ночь,
Всей душой любя,
Как сестру и дочь,
Величать тебя.
Радость-не-моя,
Счастье-не-мое,
Песня-не-моя,
Солнце-не-мое.


А помещу-ка я новую тему.
 Сказочную.
Хочется сказок.


Но сначала читаем строки , на которые я пару недель наткнулась в стихиру.
 Очень всё - созвучно.
 Читаем внимательно?
 Спасибо. 



Ночь миновала. В сиянии дня
Стало мне ясно до боли:
Ни огонёчка в тебе для меня,
Да и не будет уж боле.

Может, и не было? Ты же теперь
Даже не делаешь вида...
В сердце скулит неприкаянный зверь -
Глупая, злая обида.





 Тесней кольцо скитаний и невзгод, 
А свет надежды зыбче и капризней...
Да, опоздал к тебе я не на год,
А может быть, на весь остаток жизни.


А мы с тобой отчаянно близки,
А мы с тобой непостижимо схожи!
Когда б коснуться мог твоей руки, -
С тобой бы сросся каждой клеткой кожи,




Всем сердцем, всем сознаньем, всей душой!..
Должно быть, сто столетий мы блуждали
По белу свету, потеряв покой, -
И лишь вчера друг друга мы узнали.


О, как нелепо сделан этот свет!
Как одолеть барьер несовпадений?!
Я шёл к тебе сто сотен долгих лет,
Чтоб встретить... эхо? отблеск смутной тени?


Всю жизнь мечась с вокзала на вокзал,
Где люди суетятся, словно мыши,
К тебе я безнадежно опоздал:
Наверно, не на той платформе вышел!


Сказка ...
 Теперь - сказка.
 *задумчиво*
 В общем-то,  поначалу хотела

 поместить совсем другую Сказку. 


«Нашу сказочную пьесу продолжаем без затей:
Мы оставили Принцессу в окружении гостей.»


 
Но...

*помолчала*

 
 Да и конец у той Сказки - совсем не сказочный,  несчастлив
ый.

 
 Так что читаем Сказку Николая Медведева?

Музыка в теме - всем известная и любимая.

П.И. Чайковский.
 Скажете - неоригинально?
 А вот и - нет.
 Потому что звучит она сегодня - Сказочно.
 Хрустально. 


« Уникальный музыкальный ансамбль из России.
До сих пор в музыкальном мире России не было ансамбля, подобного созданному Игорем Скляровым, Владимиром Перминовым и Владимиром Попрасом. Инструментов, издающих «хрустальные» звуки, три: стеклянная арфа (Игорь Скляров), веррофон (Владимир Перминов), стеклянная пан-флейта (Владимир Попрас). Отливают их в Германии из смеси хрусталя и стекла, что придает им неповторимое звучание - звучат произведения И.С. Баха, Л. Боккерини, В.А. Моцарта, Ж. Массне, К. Сен-Санса, П.И. Чайковского и др.




Игорь Скляров исполняет партии на солирующем инструменте — стеклянной арфе (Glass Harp). Свою карьеру начинал как баянист. Технику игры на стекле освоил в 1998 году. Владимир Перминов — надежный «фундамент» трио. Его стеклянная пан-флейта издает таинственные низкие ноты, обеспечивая общему звучанию ансамбля объем и основательность. В составе «Хрустального трио» выступает с 2005 года.




Владимир Попрас играет на самом массивном инструменте в трио — веррофоне (Verrophone). Окончил Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по классу аккордеона. Выступал в составе фольклорных ансамблей по всему миру.  Играть на стеклянных инструментах начал в 2006 году.

Пальцы музыкантов знают каждый миллиметр стеклянных граней, но все же — инструменты не перестают удивлять их. Наверное, правду говорят сказки: в хрустале естьчто-то магическое. Возможно, это память о тех временах, когда из мельчайших кристалликов собиралась наша вселенная, и в пустоте звучала самая первая мелодия.»




 Читаем? Слушаем? Любуемся?
 П.И. Чайковский - «Щелкунчик (Танец Феи Драже)»
«Хрустальное трио»



Ах, царевна моя, царевна!
Спрячь улыбку в темнице век!
Может быть, этой сказке древней
Не увидеть конца вовек.

Нынче верить в Мечту отвыкли.
Зря ты ждёшь, заповедный лес!
Нынче принцы на мотоциклах
Умыкают чужих принцесс.




Нынче хлебом единым живы,
Бескорыстности дух зачах,
Нынче душит дурман наживы
Чудо сказки в людских сердцах.

Только я не устану верить
В торжествующий свет Мечты!
Я приду к заповедной двери,
Где, царевна, томишься ты.



 надену стальные латы,
Меч булатный и белый плащ,
И помчит меня конь крылатый
По тропинкам заветных чащ.

Будет вечер томить печалью,
Будет полдень горяч и жгуч,
Но развеются злые чары,
Вспыхнет счастья щемящий луч.




Мягко вспыхивает улыбка,
Под ресницами ждёт мечта...
Я развею твой сумрак зыбкий,
Поцелуй обожжёт уста.

Что разлука, тоска и ревность
Перед чудом её лица?!
Ах, царевна моя, царевна,
Сказка милая без конца!

(
Николай Медведев 2 . из сказки "Спящая царевна") 


Как светла твоя корона,
Как изящно, грациозно,
Словно роза, распустилась
В волосах твоих она.




Видишь, чудо совершилось:
В хороводном вихре звёздном,
В колокольном дивном звоне
Сказки вспыхнула волна.




Как прекрасна ты, принцесса,
В этом платье белом бальном!
Ах! тебе пришёлся впору
Мой хрустальный башмачок!



Ты войдёшь в мой лунный город
В ореоле звёздных песен
Под весёлый звон венчальный,
Не жалея ни о чём.




Ты войдёшь в мой замок лунный,
И в янтарном светлом зале
На хрустальных флейтах звёзды
Будут нам всю ночь играть;




В вальсе трепетном и юном
Будем, весело-серьёзны,
Мы влюблёнными глазами
Гроздья счастья обрывать.
 


Что же ты остановилась?
За невидимой чертою
Улыбнулось тихо чудо -
До него остался шаг.



В сказку дверь тебе открою -
Ну, шагни же, сделай милость!




Для тебя я принцем буду:
Я сегодня добрый маг!

Что же ты остановилась?


 

Или ты боишься чуда?
Неужели люди любят
Только в сказках чудеса?




Сердце трепетно забилось,
Я не знаю сам, что будет:
Не волшебник я покуда,
Я им стал на полчаса.



Стань пред зеркалом! Смелее!
Посмотри, ведь превратилась




Ты в прекрасную принцессу,
Как из старых добрых книг!



Я волшебную завесу
Распахнул - иди смелее!
Что же ты остановилась?
Ведь до чуда - только миг! 


( Николай Медведев 2 - «Принцесса» )


 Разве не сказочная получилась тема?
 Какие великолепные строки:


Радость-не-моя,
Счастье-не-мое,
Песня-не-моя,
Солнце-не-мое.
Ты - моя печАль,
Ты - моя тоска ...

Да, опоздал к тебе я не на год,
А может быть, на весь остаток жизни.

Только где-то в горле замер
Снежный ком.


 Что же ты остановилась?
Ведь до чуда - только миг!




И музыка - Хрустальная. Сказочная. Да?

Ну и живопись к теме - и не сомневайтесь! - невероятно Сказочная.
 Не так ли?



Венгерский художник - Maksai János - со своими яркими, насыщенными такими солнечными 
красками - сказочными сюжетами! 



«Maksai János - 1954 . Hungarian Figurative painter.

Maksai János, Hungarian painter, was born in Debrecen. Learn the bases of painting at free schools of art from 1972. Since 1983 János taken part regularly in the work of international colonies of artists. János paintings were shown in several independent and collective exhibitions: in Budapest, Szentendre, Debrecen, Hajdúszoboszló and Tokaj.


 János pictures can be found in the homes of collectors in Austria, France, Germany, Poland and Australia. 

Hi work with oil technique on canvas. "I would like to paint the beauties of the world. 
I try to tell people in the language of painting in what a wonderful world of nature we are living, we must only behave in a human way for it. I live in Debrecen since 1990.
 I have been a freelance artist". »


 «"From János Maksai we know today not only his pictures showing the country, the tiny islands of the idyllic existence, his portraits giving evidence of his deep character-sensitivity and knowledge of mankind, but also a series of paintings of concrete form-world the meaning-sphere of which draws itself wider in more transfered shades where the seen elements of the picture: the face, the bench, the tree, the woman or the bunch of flowers can be regarded as symbols.


 These signs - touching each other in their meaning - show a play of metamorphosis and by means of the free identification of the creator and receiver they become metaphors.


In the representation of the living environment the series of nude studies meant a new stage. The background became lively from inside radiation of the human body and from the compulsion of nakedness. Going out from a realistic approach the space was filled with more and more impressive elements which made it personal. The painter could break away from the direct portrayal of the environment, instead he wanted to grip its character.

In the symbolic pictures of Maksai the woman's part can be identified roughly with that of a flower, so it has an aesthetic, ethical, biological and also a psychically interpretative meaning and by means of her transfer into a fictive, dreamlike world stress is laid on remembrance and phantasy. The woman usually gets into a composition which creates another frame inside the frame. Apparently she is portrayed in a static situation, between two movements, but the time-layers projected on one another make her position active."

- Ferenc Vitéz»


 Как сказать: "Люблю навеки!"?
Как сказать?
А с небес упала в реки
Бирюза.


Разбудил бродяга-ветер
Тишину...
Как сказать: "Люблю на свете
Лишь одну!"?



Как горит в глазах у милой
Бирюза!
Но опять прошёл я мимо -
Не сказал.


Только где-то в горле замер
Снежный ком.
Я опять остался Ваней-
Дураком.





И опять порой ночною
У окна
Погрустит вдвоём со мною
Тишина.



Sunday, March 17, 2013

«Обвивались нежно руки, губы падали к губам ... »



Мы встретились с нею случайно,
И робко мечтал я об ней,
Но долго заветная тайна
Таилась в печали моей.

Но раз в золотое мгновенье
Я высказал тайну свою;
Я видел румянец смущенья,
Услышал в ответ я «люблю».

И вспыхнули трепетно взоры,
И губы слилися в одно.
Вот старая сказка, которой
Быть юной всегда суждено. 



( В. Брюсов. 27 апреля 1893 )


Сегодня просто - стихи любимого Поэта.
 Серебряный Век.
 Валерий Брюсов.
 У меня в блоге во многих темах - его строки.
( вот здесь - неск. подробней)

Читаем?

 
Полутемное окошко
Освети на миг свечой
И потом его немножко
Перед лестницей открой.

Я войду к тебе, волнуем
Прежним трепетом любви;
Ты меня встреть поцелуем,
Снова милым назови.

Страстной ласке мы сначала
Отдадимся горячо,
А потом ко мне устало
Ты поникнешь на плечо.

И в чарующей истоме,
Под покровом темноты,
Все для нас потонет — кроме
Упоительной мечты.


( В. Брюсов. 4 мая 1893 )


 Читаю, не могу начитаться.
 А вы?


Мечты, как лентами, словами
Во вздохе слез оплетены.
Мелькают призраки над нами
И недосказанные сны.

О чем нам грезилось тревожно,
О чем молчали мы вдвоем,
Воскресло тенью невозможной
На фоне бледно-золотом.

И мы дрожим, и мы не знаем...
Мы ищем звуков и границ
И тусклым лепетом встречаем
Мерцанье вспыхнувших зарниц. 


( В. Брюсов. 20 декабря 1895 )


Сегодня просто - любимая песня. 


«Cutting Crew are an English rock band formed by Nick Van Eede in 1985. The group are best known for their number-one hit, "(I Just) Died in Your Arms".»

«Cutting Crew - английская поп-рок-группа, образованная в 1985. Наиболее известна публике суперхитом «(I Just) Died in Your Arms», с которой группа дебютировала на первой строчке чартов США.»


Да.
 Именно - эта песня.


( Вообще, видеоролик - замечательный.
 Обожаю Nick Van Eede.
Заметили - драные джинсы - ещё в 80-х? 
Знай наших!(с)



«(I Just) Died in Your Arms» / «(Я просто) Умер в твоих объятиях»

Writer(s)     Nick Van Eede



Заветный сон вступает на ступени;
Мгновенья дверь приотворяет он...
Вот на стене смешались обе тени,
И в зеркале (стыдливость наслаждений!)
    Ряд отражений затемнен.
   
О, не жалей, что яркость побледнела!
Когда-нибудь, в печальной смене лет,
Вернется все,— и не погаснет свет,
И в зеркале, заученно и смело,
    Приникнет к телу тело.


( В. Бюсов. 8 ноября 1893 )


Oh I, I just died in your arms tonight
It must have been something you said
I just died in your arms tonight


Я просто умер в твоих объятиях
От твоих рук, твоих слов…
Я просто умер в твоих объятиях…


I keep looking for something I can't get
Broken hearts lie all around me



Я всё время ищу того, чего нельзя найти,
Несчастная любовь - вот всё, что мне
встречается.


And I don't see an easy way to get out
of this



Как порвать этот порочный круг?


Her diary it sits on the bedside table
The curtains are closed, the cats in
the cradle


Её дневник живёт на прикроватном столике,
Шторы опущены, котята в лукошке…



Who would've thought that a boy like
me could come to this


Кто бы мог подумать, что парень вроде
меня мог до такого докатиться?


Oh I, I just died in your arms tonight
It must've been something you said


Я просто умер в твоих объятиях,
От твоих рук, твоих слов…



I just died in your arms tonight
Oh I, I just died in your arms tonight



Я просто умер в твоих объятиях…
Я просто умер в твоих объятиях,


It must've been some kind of kiss
I should've walked away



От твоих слов, твоих поцелуев…
Нужно было остановиться, но я не смог.


Is there any just cause for feeling
like this?


Есть ли всему этому разумное
объяснение?


On the surface I'm a name on
a list


На первый взгляд - я самый обыкновенный
человек.


I try to be discreet, but then blow it
again



Я пытаюсь быть благоразумным, но ничего
не выходит.


I've lost and found, it's my final
mistake


Что-то я терял, что-то находил, но эта
моя ошибка - последняя.


She's loving by proxy, no give and
all take


Её любовь суррогатна, она всё берёт, не
давая взамен ничего.


'Cos I've been thrilled to fantasy one
too many times


Но в моих фантазиях живёт лишь
она одна.


Oh I, I just died in your arms...


Я просто умер в твоих объятиях…


It was a long hot night


Ночь была долгой и жаркой,


She made it easy, she made it feel right


Но с нею время пролетело незаметно.


But now it's over the moment has gone


Теперь всё закончилось, всё прошло… 


I followed my hands not my head, I know
I was wrong



Я шёл туда, куда меня вели руки, не
голова, хоть и знал, что не стоило этого
делать…


Oh I, I just died in your arms... 


Я просто умер в твоих объятиях…


Вот такая - тема.
 С любимой песней.
А стихи В. Брюсова ... разве - не в тему?  


Это было? Неужели?
Нет! и быть то не могло.
Звезды рдели на постели,
Было в сумраке светло.

Обвивались нежно руки,
Губы падали к губам...
Этот ужас, эти муки
Я за счастье не отдам!

Странно-нежной и покорной
Приникала ты ко мне,—
И фонарь, сквозь сумрак черный,
Был так явственен в окне.

Не фонарь,— любовь светила,
Звезды сыпала светло...
Неужели это было?
Нет! и быть то не могло!


( В. Брюсов. 1893 )


А теперь - о живописи.

К этой песне подошли , как нельзя лучше, работы художницы 
Self Taught - самоучки из Южной Африки.
Antoine De Villiers.
Комментарии, надеюсь - не нужны?

Столько страстных объятий ...


 Я просто умер в твоих объятиях
От твоих рук, твоих слов…
Я просто умер в твоих объятиях… 


«Antoine de Villiers hails from a small town in the dry, northern part of South Africa called Potchefstroom. 

Here she developed her natural artistic skills from the day she discovered that crayons could draw on walls and years later she subsequently studied graphics and web design at Potchefstroom University. In 1996 she devoted herself full-time to painting and ran a studio in Stellenbosch. 

Here her career got underway exhibiting in the Western Cape area. Soon her works traveled throughout South Africa. During the following years, she was actively involved in several solo as well as joint art exhibitions countrywide. 

The end of 2000 saw Antoine traveling to the British Isles where her oil paintings gained international recognition in galleries around Sussex. Soon she was invited to take part in joint exhibitions in London, and solo in Notting Hill. In early 2003, Antoine relocated to the United States and since then her work has been displayed in five local exhibitions as well as three exhibitions in the United Kingdom and one in Poland. She is also currently exploring several new mediums such as marble, steel and cement.»


«Artist Statement

Inspiration
Eating, breathing, creating… all equally vital for my existence, my personal artwork is solely a form of self expression. When I discovered that I could create visions on canvas that matched the thoughts in my mind, I experienced a great sense of relief. I create because I have to. No matter what the future holds, I will always be creating.

My Ideas
I have never experienced 'artist block' or wondering what to paint, only the dilemma of which idea to paint next. I am constantly wondering how I will ever find time to capture all the visions going through my head. The more I work, the more ideas are borne. Therefore, the more I paint, the more I leave unpainted.
          Artist, Antoine de Villiers
Photo by TJ Louw      



Figurative and nude work
Nude figure studies are certainly one of my most preferred themes. To me, there is nothing more honest and serene. Every single figurative piece I create, I attempt to approach with the highest respect for the human form. My aim is to capture the real and raw moments of our every day life, accepting things as they truly are.  I do not wish to glorify, but simply to accept, interpret and reflect.

I never really think of my figurative subjects as ‘nudes’. But rather the most truthful way I can express an experience or moment, taking place in my mind.


Abstraction
My inner Gemini’s other side.

Abstraction is one of the movements in art that I most admire. Sometimes I feel I am at the mere foot of a mountain of higher consciousness when I consider this school.

When I approach space and form from an imaginative, spiritual and non-realistic perspective, I often feel I am creating a more honest portrayal of something which has left an impression on my heart and mind. To me abstraction and true representation are not so far apart. Abstract art is one of the most personal, emotional and thought-provoking forms of art.


My aim
In my work I seek to complement the moments I encounter. I attempt to break life down to its visual essentials – light, shadow, balance, movement, harmony. By doing this perhaps I can reveal a new perspective. I enjoy capturing the essence of a moment and telling a story by diversity of color and composition.

Often this process leaves me feeling naked and exceptionally vulnerable. My hope is that while looking at my artwork, the viewer will get that special feeling of being involved in something personal.»


Милый, прости, что хочу повторять
    Прежних влюбленных обеты.
Речи знакомые — новы опять,
    Если любовью согреты.

Милый, я знаю: ты любишь меня,
    И об одном все моленья,—
Жить, умереть, это счастье храня,
    Светлой любви уверенья.

Милый, но если и новой любви
    Ты посвятишь свои грезы,
В воспоминаниях счастьем живи,
    Мне же оставь наши слезы.

Пусть для тебя эта юная даль
    Будет прекрасной, как ныне.
Мне же, мой милый, тогда и печаль
    Станет заветной святыней.

( В. Брюсов. 28 мая 1894 )


« Не хочу ни любви, ни почестей ... »

Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. Твой фасад темно-синий я впотьмах не найду, ...